Понедельник, 29.04.2024, 06:53
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МБОУ СОШ № 31 имени Г.А. Бердичевского г. Новочеркасска

Меню сайта
Категории раздела
Материал к урокам русского языка 1-4 класс [1]
Материал к урокам математики 1-4 класс [3]
Материал к урокам чтения 1-4 класс [0]
Материал к урокам окружающего мира 1-4 класс [2]
Материал к урокам экономики 1-4 класс [0]
Материал к урокам технологии 1-4 класс [1]
Внеклассные мероприятия и классные часы для 1-4 классов [25]
Материал к занятиям по внеурочной деятельности [5]
Формирование УУД. Выступления - обмен опытом [3]
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Формирование коммуникативных УУД через различные виды деятельности. Самохвалова Н.В.

Формирование коммуникативных УУД 

через различные виды деятельности.

Выступление на городском  семинаре руководителей ШМО учителей школ города 

(СКАЧАТЬ ТЕКСТ ВЫСТУПЛЕНИЯ)

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №31

учитель высшей квалификационной категории

САМОХВАЛОВА Н.В.

Современные дети к моменту поступления в школу, обладают целым рядом коммуникативных и речевых умений, а именно:

-  умение слушать, в той или иной степени, собеседника;

-  умение общаться со взрослыми и сверстниками и в общении ориентироваться на партнера;

- умение сотрудничать и положительно к этому относиться;

-  владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

     Но как правило на практике первоклассники не всегда уверенно владеют этими компетенциями.

      

     Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные:

Устные творческие задания:

- коллективный рассказ по сюжетным картинкам;

- перескажи историю от лица разных героев  сказки/рассказа;

- придумай историю к заданному началу (середине, концу);

- драматизация диалога (с разными эмоциями – удивление, страх, негодование и т.д.);

- придумай сказку с определенными персонажами;

- придумай продолжение текста, где все слова на одну букву «Тавтограммы»;

- сочини синквейн (прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему) и т.д.

Письменные творческие задания:

- подбери рифму, сочини загадку;

- напиши объявление от лица литературного героя;

- напиши письмо другу, учителю и т.д.;

- придумай текст приглашения на свой день рождения;

- отредактируй текст;

 - придумай рекламу чему-либо.

  

     Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров применяю работу в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. При планировании такой работы возможно назначение старшего группы или пары, как сильного ученика, так и слабого. Это дает возможность развиваться и слабым ученикам.

     Такой вид взаимодействия считается одним из самых продуктивных режимов работы, так как позволяет:

- обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;

- дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность;

- каждому ученику научиться контролировать себя и адекватно оценивать себя и своих товарищей;

- учителю применять дополнительные мотивационные средства, чтобы вовлечь детей в тот или иной вид деятельности.

     Подготовку к групповой работе начинаю  с первых дней учебы детей в школе. Надо, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса. Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы.  Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. Развивает умение слушать и слышать. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:

- Все ли согласны с мнением?

- Внимательно ли вы слушали товарища?

- Верно ли сделан выбор?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Выскажи свое мнение.

Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

     В процессе работы по формированию коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения:

- Дай знать, если хочешь высказаться.

- Говори полными, законченными предложениями.

- Говори отчетливо и громко.

- Аргументируй кратко и точно.

- Оставайся при «теме» (т.е. учитывай вопрос).

- Обосновывай мнение и утверждай.

- Внимательно слушай, когда говорит другой.

- Любое  мнение обсуждается, но не осуждается.

     Таким образом, работа в паре (четверке) позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Для ученика – это возможность оценить собственные успехи и проверить умение обучать других. У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми. Работа в группе сплочает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим.

                   Например, в учебниках по русскому языку можно увидеть  специальные задания по инсценированию разных речевых ситуаций, которые помогают младшим школьникам освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения.

     Очень широко в учебниках представлены задания для выполнения в парах и группах, используются различные игровые ситуации, в которых дети учатся правилам общения. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность высказывать свою точку зрения.

     Участие детей в такого рода играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Заключение

         Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

         Каждый выпускник начальной школы должен уметь  свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.

             Коммуникативные действия считаются сформированными, если:

  1. ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;
  2. знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
  3. умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
  4. умеет решать конфликтные ситуации;
  5. умеет работать в группе.

         Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

 



Источник: http://school31novoch.ucoz.ru/ychit_nachalka/Samoxvalova_obm/samokhvalova_vystuplenie_shmo.docx
Категория: Формирование УУД. Выступления - обмен опытом | Добавил: NatashkaBa (23.03.2014)
Просмотров: 3692 | Теги: МБОУ СОШ № 31 г. Новочеркасска, Формирование коммуникативных УУД, Самохвалова Н. В. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
ComForm">
avatar