Развивающемуся современному обществу нужны
образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно
принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству,
динамичные, творческие, имеющие навыки реализации своих целей. Ещё Гёте сказал:
«Мало знать, надо и применять, мало хотеть, надо и делать». На эту мысль я
стараюсь опираться в своей работе по развитию творческого потенциала моих
учеников. Основой этого процесса считаю использование личностно-деятельностного
подхода в обучении. Ведь именно учитель является организатором, координатором
деятельности учащихся при изучении иностранного языка как на уроке, так и во внеурочной
деятельности. Каждый из нас знает, что если на чаше весов лежит личностно-значимое
действие и действие, важное учителю, то ученик выберет то, что более важно для
него.
Иностранный язык
- особый предмет. Ученики
проходят долгий путь освоения другого языка, заучивания новых слов, работы со
словарём, анализа грамматических конструкций… И всё?! А как хочется любому
ученику уже сейчас получить подлинное удовлетворение от общения с иной языковой
культурой, самостоятельно прочитать хоть коротенький, но занимательный текст,
пополнить свой лексический запас английской пословицей, удивить друзей знанием
английских стихов, считалок, загадок. Именно учитель может и должен помочь
ребятам эти желания осуществить, стимулируя тем самым мотивацию изучения
иностранного языка. С этой целью я применяю на уроках современные
образовательные технологии как диалоговая, ситуативная, игровая. Технология
учебной игры (ролевые и деловые игры) даёт возможность моделирования процесса исследования
реальной или имитационной проблемной ситуации, обучение принятию
самостоятельного решения в соответствии с правилами игры и моделью социального
взаимодействия. А также позволяет создать атмосферу эмоционального комфорта на
уроке. Образовательный процесс, построенный на основе учебно-игровой
деятельности, предусматривает индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся,
так как используются различные формы организации деятельности школьников: индивидуальные
задания, работа в паре. Наиболее интересна для меня работа в группе. Часто
использую такие виды игр: игры-ситуации, игры – драматизации, игры – имитации
реальной деятельности, коммуникативные игры.
Последовательность действий: 1- изложение сценария, задач, правил игры; 2
-распределение ролей между участниками;
3- непосредственная подготовка к воспроизведению; 4- самовоспроизведение.
Организовывая проведение игры, я выполняю в ней такие роли как:
- инструктор: разъясняю правила и ход игры,
неясности.
- судья: распределение ролей (не всегда даже
старшеклассники могут с этим справиться самостоятельно), контроль за ходом
игры, деятельностью учеников.
- ведущий: организатор анализа результатов игры,
постановка таких вопросов, которые подводят участников к самостоятельным
выводам и обобщениям.
- тренер: направляющие подсказки, подбадривание,
помощь.
Считаю, что одним из позитивных моментов данной
технологии является возможность активизации деятельности учащихся, имеющих как
повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельности и различный уровень
подготовки. Такая разновидность игровой деятельности как разучивание рифмовок,
стихов, песен может быть использована как эффективное средство в работе над
фонетикой на первой ступени обучения английскому языку, а также для
формирования навыков аудирования, ознакомления с новой лексикой. В своей работе
учитываю такие психологические особенности младших школьников как наличие
хорошо развитой долговременной памяти, образное мышление, стремление каждого
ребенка к успеху. Использую такой алгоритм действий:
1 Презентации, стихотворения, рифмовки, перевод
учителем с помощью детей. Иногда провожу конкурс стихотворных переводов.
2 Выделение отдельных, наиболее сложных для
произнесения звуков, затем слов, объяснение методики их правильного
произнесения и перевода.
3Повторение за учителем стихотворения отдельными
фрагментами, затем полностью, с обязательным правильным произнесением звуков, соблюдением
правильного интонационного рисунка.
4 Самостоятельное воспроизведение стихотворения, его
перевода.
Использование такой технологии на первом году обучения
нахожу целесообразным, так как это способствует удовлетворению здоровых амбиций
младших школьников (особенно выступления пред родителями, участие в концертах),
созданию комфортной психологической ситуации для изучения иностранного языка и
закреплению чувства успеха.
Считаю, что использование учебно-игровой технологии наряду с другими
современными интерактивными технологиями, такими как проектная методика,
технология «Портфолио», ориентированная на результат, и другими, способствует
созданию условий для самореализации личности школьника с первого года обучения
иностранному языку. А также являться одним из звеньев системы моей работы по
развитию творческого потенциала учащихся. Я придаю этой работе большое
значение, так как считаю, что каждый ребенок талантлив по своей природе.
Однако, не всегда в семье раскрываются его индивидуальные способности. Моя
задача как учителя – помочь школьнику раскрыться, найти в себе талант. И, самое
главное, создать условия для его
развития, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику
проявить свою активность, свое творчество в процессе изучения иностранного
языка.