Эссе на тему «Учитель прикасается к вечности…» (Г. Адамс) участника конкурса профессионального мастерства
«Учитель года Дона-2018» г. Новочеркасска
Чесноковой Марины Викторовны,
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 31 имени Г.А.Бердичевского
Почему я учитель? Однозначного ответа нет и сегодня. Но у девчонки-подростка, размышлявшей над выбором профессии, перед глазами возникал образ учителя, что-то записывающего на доске. И чем чаще я задумывалась, тем ярче вырисовывалась картинка.
И вот я, молодой дипломированный специалист, иду по коридорам родной школы, ведя внутренний диалог сама с собой: «Что же дальше? Должна учить. А какими они окажутся – эти ученики? Разными, конечно. А вдруг не поймут, не признают? А что, если не научу?..»
Учитель…учить…научить… Как ошибаются, на мой взгляд, те, кто предлагает подобную узкую тропинку педагогу. Более всего, учитель должен воспитывать. Не поучать, не выливать поток нравоучений, а объяснять и помогать выйти своим воспитанникам из лабиринта жизненных тупиков.
Да, учебный процесс – это тоже часть воспитания, ведь перед нами пусть маленькие, но уже личности. И каждая личность имеет право не быть сломленной. А ведь именно в процессе научения, мы, учителя, можем или навредить, или помочь взрослеющему человечку. Нет, учитель не обязан любить своих учеников, но относится к ним с пониманием, проявлять выдержку и терпение – это профессиональный долг. Все сомнения вмиг улетучились, когда, войдя в класс, я увидела глаза полные надежд и таких же переживаний.
Доктора врачуют тело, дав клятву Гиппократа. А учитель? Учитель ни в чем не клянется, но разве отсутствие клятвы снимает с нас ответственность за здоровье детской души?! Ведь именно учитель оказывает влияние на мировоззрение своих подопечных, на выбор решения в сложных ситуациях. Между тем, каждый наш шаг, каждый поступок – кирпичик в будущей судьбе. И как мы её построим, так и сложится дальнейший жизненный путь.
Сегодня, 20 лет спустя, проходя школьными коридорами, я задаю себе уже иные вопросы: «Что изменилось в детях сегодняшних? И что я должна изменить в себе, чтобы стать к ближе нынешнему поколению?»
Да-да, именно изменить в себе! Каждое новое поколение первоклашек - это уже не те вчерашние дети. У них другие приоритеты, ценности, а следовательно, учитель должен изменить и свое отношение к таким маленьким, но уже личностям.
Современные образовательные стандарты помогают мне выстроить урок так, чтобы самый незаметный ученик почувствовал себя успешным и нужным в классном коллективе. Моим помощником в достижении образовательных и воспитательных целей являются инновационные технологии, которые не вкладывают знания в умы учеников, а способствуют тому, чтобы дети сами стремились их добыть, проанализировать и положить в свою копилку. Ведь самостоятельно приобретенные знания отличаются особой прочностью. Педагог и психолог Василий Васильевич Давыдов писал: «Давно уже пора сменить цель образования - не просто давать практические навыки, а учить учиться». А значит, и я, учитель, должна постоянно открывать что-то новое, интересное, необычное для самореализации в своей профессиональной деятельности.
Я уже давно не задаю себе вопрос: «Почему я учитель?», такой выбор сделали мой внутренний мир, моя интуиция. На данный момент мне важнее ответ на вопрос: «Какой я учитель?».
«Учитель прикасается к вечности…» - эти слова Генри Адамса, как нельзя более точно определяют смысл моей профессии. Поколения сменяют друг друга, но неважно, в каком веке живет человек, важно – кто его учитель, потому что мы, учителя, завтра будем жить так, как учим и воспитываем сегодня. |