Конспект урока по ФГОС второго поколения
Автор: Полякова Елена Юрьевна,
учитель литературы МБОУ СОШ № 31
г. Новочеркасск
2013-2014 учебный год
Смех сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов А.П. Чехова
(СКАЧАТЬ КОНСПЕКТ)
- Решаемые учебные проблемы:
Разоблачение социально- нравственных пороков общества в произведениях Салтыкова- Щедрина и Чехова; специфика данного разоблачения
- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление сходства и различия смеха сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина и рассказов
А.П. Чехова;
- формирование навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями и таблицами, лексической работы, сопоставительного анализа;
- воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления приёмов создания комического эффекта в произведениях писателей.
2. Задачи для учащихся:
- определить, какие социальные и нравственные пороки общества разоблачают Салтыков- Щедрин и Чехов в своих произведениях;
- выделить основные художественные приёмы в характеристике героев;
- определить смысловую идею и стилевые особенности сказок Салтыкова- Щедрина и рассказов Чехова;
- обозначить собственную позицию учащихся;
- определить, творчество какого автора ближе, понятнее учащимся.
3. Планируемые результаты:
Личностные: развитие познавательной активности учащихся; формирование собственного отношения к героям произведений, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
Метапредметные:
- познавательные: расширение представлений учащихся о сложности писательского труда; формирование умения мыслить, анализировать и оценивать прочитанное;
- регулятивные: умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей;
- коммуникативные: формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства, строить монологическое доказательное высказывание; формирование умения работать в группе.
- : выявление заложенных в сказках Щедрина и рассказах Чехова непреходящих нравственных ценностей русской классической литературы; владение литературоведческой терминологией при анализе произведений, различными формами творческой работы (кластер, синквейн, рефлексивные таблицы); умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания.
4. Учебный материал и наглядность: тексты сказок «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина и рассказов «Хамелеон», «Смерть чиновника» Чехова; высказывание О.Бальзака в качестве эпиграфа; словари; иллюстрации к содержанию произведений.
5. Формы работы: работа в группах.
6. Виды деятельности: работа с эпиграфом, иллюстрациями; эвристическая беседа; лексическая работа; сообщения; составление кластера, синквейна; заполнение рефлексивных таблиц.
7. Тип урока: поисково-исследовательский.
8. Межпредметные связи: изобразительное искусство.
Источник: http://school31novoch.ucoz.ru/Literatyra/konspekt_uroka_saltykov-shhedrin.doc |